Текст Оксаны Родионовой ("Учительская газета") о сборнике материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого "Педагогика искусства":
Увидел свет уникальный сборник «Педагогика искусства»
Уникальное педагогическое событие состоялось в конце ноября в Москве. В столичном Центре им. Мейерхольда прошли чтения памяти Леопольда Сулержицкого. В детском музыкальном театре им. Н. Сац - презентация сборника «Педагогика искусства», созданного по итогам I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого.
Темой чтений памяти Леопольда Антоновича Сулержицкого - актера, режиссера, педагога, сподвижника К.С.Станиславского, незаслуженно забытого после смерти - стала личность и личностное развитие в пространстве педагогики искусства. Во-первых, личность самого Сулержицкого - прозвучали отрывки из его переписки со Станиславским. И как же чувства и переживания Леопольда Антоновича оказались близки нашим современникам! Во-вторых, личности современных школьников, педагогов, театральных актеров и режиссеров. Заместитель директора института филологии и истории РГГУ Юрий Троицкий говорил о проявлении субъектности в таких конкретных выражениях, как вещь, текст, поступок. Эти проявления очень важны для детей, для учителей, которые занимаются с детьми театральной педагогикой. Арт-директор Центра им. Вс.Мейерхольда Елена Ковальская размышляла о социальной ответственности театра. Художественный руководитель и режиссер театра «Пиано», директор школы-интерната для глухих детей из Нижнего Новгорода Владимир Чикишев рассказал о том, как его воспитанники находят себя, занимаясь движением и участвуя в спектаклях. Видеофрагменты репетиций и выступлений были настолько убедительны, что один из участников чтений, педагог, заметил: «Я учу слышащих детей. Но мне теперь кажется, что это мои ученики - глухие».
Организаторы презентации уникального сборника «Педагогика искусства» - Общественный Центр Школьной Театральной Педагогики Москвы, АНО «Пролог», Детский Музей (Childrens-Museum), Лаборатория интерактивных театральных проектов кафедры эстетического образования и культурологи МИОО. Не случайно презентация прошла на площадке Московского академического Детского музыкального театра имени Н.Т.Сац. Леопольд Сулержицкий, его семья лично и творческими узами тесно связаны с семьей Сац, Натальей Ильиничной и ее дочерью Роксаной Николаевной, которая выступила на представлении книги. «То, что я стою перед вами сегодня», - призналась Роксана Николаевна – это, может быть, благодаря тому, что его сын Дмитрий Леопольдович, его жена Мария Николаевна Александрова-Сулержицкая спасли меня, когда я была в детском доме без карточек, без ничего. Этот дом пригрел, накормил. Этот дом пригревал, согревал… людей, связанных с Московским художественным театром». «Я знаю, что вы все – люди, исповедывающее искусство для детей, которое требует подвижничества, которое не дает внешних благ, но которое дает то, что ничем не искупишь другим», - обратилась к собравшимся Роксана Сац.
Участников презентации приветствовал учитель года России-2010 Михаил Случ. В прошлом году он был директором школы вальдорфской педагогики 1060, которая стала одной из площадок конференции, а в этом году Михаил Ильич - начальник управления образованием Юго-Западного округа, на территории которого прошло представление книги. «Театр - это очень плодотворно и очень интересно. Меня это направление всегда интересовало. Потому что театр - это нечто современное, то, что буквально срощено с педагогикой», - сказал он.
Запомнилось выступление учителя года России-2012, учителя МХК из Подмосковья, актера и режиссера Студии театрального искусства С.Женовача Александра Демахина. Он назвал книгу одновременно подарком и поступком. «Подарок - это дать пространство всем тем голосам, которые в сборнике звучат. А поступок - это потому, что театр - это живой процесс, потому что авторы говорят с интонацией людей, которые верят в то, что они делают».
Таких голосов в «Педагогике искусства» 95, столько авторов в сборнике. Часть из них во время презентации поименно представили ведущие, составители сборника Александра Никитина и Татьяна Климова. Это видные театральные деятели, крупные российские ученые, директора школ, реализующих детские программы, педагоги.
Татьяна Климова сказала: «Для нас этот сборник стал тем проблемно-смысловым пространством, в котором рождаются новые направления педагогики, уходящие корнями в 20 век». «Нам кажется очень важным, что в этой книжке под одной обложкой собраны очень разные люди - люди, которые занимаются наукой, которые занимаются школой. Нам очень важно ощутить себя как целое, какие бы барьеры не ставили между нами формальные условности этой жизни», - призналась Александра Никитина.
Украшением презентации стали выступления детей и молодежи, живущей внутри театральной педагогики, или педагогики искусства. Это участники музыкальной студии театра Сац, которые показали отрывок из композиции, посвященной 110-летию Натальи Ильиничны, дата отмечается в этом году. Это ученики средней школы №324 «Жар-Птица», которые давали зрителям вредные советы. Это ученики и педагоги средней школы №1060, которые показали не просто номер - отрывок из спектакля.
Вспомнить события прошлогоднего года помог фильм, собравший самые яркие кадры и фрагменты выступлений, прозвучавших на I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики - неофициальная хроника мыслей, действий и чувств…
«Педагогика искусства» обязательно станет бестселлером. Она уже бестселлер. Потому что это своего рода учебник для тех педагогов, о которых на презентации говорил директор гимназии №1543 Юрий Завельский: «Я постоянно размышляю о том, что школа - это тот дом, который развивает ум, но не развивает душу. А учитель - тот человек, который чувствует чужую душу. В школе на уроках нет места для душевного развития ребенка. И сцена в актовом зале школы, если она используется разумно, как раз и является тем полем, на котором мы воспитываем души наших детей».